20 февраля 2025 года
Центр Современной Культуры «Степь» представляет выставку «Существование-со-Существование» Зака Кахадо – черкесского художника, родившегося в Америке.
Основная тема, проходящая через все произведения автора – осмысление собственной идентичности, в основе которой три важных составляющих: черкесские корни, опыт взросления в американской среде и принадлежность к исламу.
Масштабные настенные рельефные работы Зака выполнены в технике ассамбляж. Они покрыты плотным слоем масляными красками, с добавлением чернозема и золы, кое-где выжжены, украшены деревянными обломками, старинными гвоздями, традиционными артефактами, вроде скрипки и кинжала, и белыми надписями на незнакомом языке.
Расшифровка этих подписей, оказавшихся фамильными знаками (тамги) рода Зака Кахадо, и символов, стоящих за реди-мейдами и найденными объектами, показывает не очевидную, но плотно вплетенную в ткань работ его личную историю.
Проекты Кахадо – это не только конкретные объекты и картины, но и его способ осознанного творческого отношения к действительности, что позволило некоторым критикам написать, что он выступает «в авангарде нео-черкесского искусства», видимо, имея в виду, что речь здесь не идет о чисто этнической составляющей.
Перед тем, как начать создавать работы, художник проводит особый ритуал: привозит с Северного Кавказа землю, на которой не рос, чтобы смешать ее с краской и буквально вымесить ту почву, которой ему, очевидно, не хватало, и которая становится питательной средой для его эстетики.
Картины избыточны в предметности и минималистичны по цвету: черный, синий, совсем немного белого. А остальное не цвет, а свойства предметов: выцветший розовый черкесской скрипки, ржавчина старого гвоздя, опаленный край холста… На первый план выходят «вещи-как-они-есть»: старые, искореженные временем, окруженные грубыми материалами, которые Кахадо подает аутентичными: дерево – исконно деревянным, железо – ржавым. Предметы при этом сохраняют в себя все атрибуты другой эпохи. Традиционная функция картины как отражения чего-либо (времени, в котором она создана, истории автора, предмета как такового) здесь заменены перформативными жестами, оставшимися за кадром: мы можем только представлять, как художник смешивает и наносит краску-почву, как обжигает ее.
Размещая найденные этно-объекты на полотна, которые одновременно отсылают и к американскому абстрактному экспрессионизму, и к сюрреалистическим ассамбляжам, и к живописи действия, новому брутализму и «почвенным» вещам Ансельма Кифера, Кахадо создает для них новый контекст восприятия, предлагая зрителю диалог между разными культурами и одновременно сохраняя их таким образом для искусства будущего.